Диагностика и анализ неисправностей: Кратко о двухтактных двигателях
Двигатель внутреннего сгорания работает на топливо-воздушной смеси в соотношении 1:14,7. Это соотношение принимается как L=1. Уменьшение воздуха или увеличение топлива, поступаемого в двигатель, считается богатой смесью. И наоборот увеличение воздуха или уменьшение топлива в смеси считается бедной.
На Рис.1 график на котором видно в каких режимах двигатель еще будет работать (желтая, оранжевая,красная линии), а в каких он просто не заведется (синия линия). Это режимы где L<0,6 и L>1,35.На графике вертикальная ось координат - скорость фронта пламени. Чем выше скорость фронта пламени, тем выше обороты двигателя и короче продолжительность сгорания топлива. На температуру двигателя это влияет на прямую. Дольше продолжительность горения, меньше времени на охлаждение двигателя и на оборот. В режиме работы двигателя есть условно три зоны. Зона нормальной работы ДВС - "В". И две зоны работы ДВС в нежелательных режимах. Это на богатой смеси "А" и на бедной смеси "С".
Наиболее опасным режимом работы двухтактного двигателя является зона бедной смеси. В этом режиме сильно повышается температура горения при плохом охлаждении двигателя. Это приводит к срыву масляной пленки. В результате добавляется трение и температура мгновенно растет до состояния оплавления алюминия. Происходит задир поршневой группы и даже прогорание самого поршня Рис.2. Задир на поршне чаще всего образуется со стороны глушителя, что является характерным признаком работы на бедной смеси. Разрушение поршня от глушителя объясняется самой высокой температурой в этой области. Далее повреждение распространяется по всему радиусу поршня.
Задир поршня по всей поверхности (Рис.4) скорее говорит об отсутствии или недостаточном количестве масла в топливной смеси.