Диагностика и анализ неисправностей: Подшипники, повреждения и их диагностика (часть 4)
Продолжение частей 1, 2, 3
ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ:
Часть 1
* Усталостные разрушения
* Выкрашивание поверхности
Часть 2
* Абразивный износ
* Атмосферная коррозия
* Фреттинг-коррозия
* Бринеллирование
* Ложное бринеллирование
* Повреждения электротоком
Часть 3
* Адгезивный износ
* Выбоины
* Повреждения при сборке
* Перегрев
Часть 4
* Несоосность колец
* Разрушение из-за дисбаланса
* Раскалывание
* Повреждение сепаратора
НЕСООСНОСТЬ КОЛЕЦ
Основной причиной повреждения подшипника, показанного на Рис.1 является несоосность колец, которая привела к фреттинг-коррозии и выкрашиванию металла. Несоосность ведет к высоким осевым нагрузкам, вызывающим усталостное разрушение и сильные сколы поверхности. Наружное и внутреннее кольца подшипника смещаются относительно друг друга по оси вращения (Рис.1_1), вызывая неравномерную нагрузку на направляющую дорожку (Рис.1_2).
РАЗРУШЕНИЕ ИЗ-ЗА ДИСБАЛАНСА
Характерные диагностические признаки дисбаланса это шум и высокий уровень радиальной вибрации. Повреждения будут иметь вид схожий с ложным бринеллированием, но поврежденные участки имеют менее упорядоченный вид и разбросаны более хаотично (Рис.2). Чаще такие повреждения появляются на внутреннем кольце подшипника.
РАСКАЛЫВАНИЕ
Раскалывание колец подшипника (Рис.2) это результат ударных и вибрационных нагрузок превышающих допустимые значения для данного типа подшипников. Подобное повреждение так же может быть вызвано неправильным монтажом подшипников, погрешностями формы и размеров посадочных поверхностей валов и корпусов.
ПОВРЕЖДЕНИЕ СЕПАРАТОРА
Повреждение сепаратора (Рис.4) проявляется в образовании в нем трещин с последующим его разрушением. Это в свою очередь ведет к быстрому выходу из строя всего подшипника, иногда затушевывая тот факт, что первопричиной разрушения был сепаратор. Чаще всего причиной выхода из строя сепаратора является его изгиб, возникающий при движении шариков по взаимно пересекающимся путям. Это может быть боковая нагрузка при высоких угловых скоростях, либо неправильная сборка или эксплуатация (несоосность посадки, несвоевременная смазка подшипника). Наиболее частым явлением подобного повреждения является грязь, попадающая вместе со смазкой на пути движения тела качения (Рис.4_1). Тело качения смещается в сторону (Рис.4_2), создавая боковую нагрузку на сепаратор.
ПОДВЕДЯ ИТОГ всего выше сказанного механик сам должен определить гарантийность или не гарантийность данного конкретного случая. Соблюдая все правила сборки и правильно применяя смазку, повреждения подшипников носят как правило гарантийный случай. Исключения составляют нарушения правил эксплуатации пользователем.