Диагностика и анализ неисправностей: Обслуживание теплогенератора
Принцип работы дизельных теплогенераторов (Рис.1) везде имеет схожую схему. Топливо из бака (Рис.2_1) поступает через топливный фильтр (Рис.2_2) в насос (Рис.2_3) и под давлением подается дальше по магистрали (Рис.2_4). В магистраль высокого давления включены электромагнитный клапан (Рис.2_5) и распыляющая форсунка (Рис.2_6). Искра для поджига топлива создается модулем высокого напряжения (Рис.2_7) и подается на электроды (Рис.2_8). Излишки топлива сбрасываются насосом обратно в бак (Рис.2_9).
Топливные насосы бывают роторного и шестеренного типа и между собой также имеют схожие схемы. Нагнетающей системой в насосах шестеренного типа являются эксцентриковая шестерня и ответная рабочая камера (Рис.3_1). Снаружи насос имеет входной канал (Рис.4_1), выходной канал (Рис.4_2), канал сброса избытка топлива, "обратка" (Рис.4_3). Так же имеется выход на манометр для проверки давления (Рис.4_4), закрыт заглушкой. Давление регулируется винтом (Рис.4_5). Сверху корпуса фильтр тонкой очистки (Рис.5_1) под заглушкой (Рис.5_2).
Первичный топливный фильтр состоит из колбы отстойника (Рис.6_1), фильтрующего элемента (Рис.6_2) и самого корпуса (Рис.6_3). Топливо засасывается в колбу (Рис.6_4), далее через фильтр поступает на вход насоса (Рис.6_5).
Самым последним барьером для нежелательных примесей в топливе является узел форсунки (Рис.7_1). В форсунку ввернут фильтрующий элемент (Рис.7_2) который выполнен из мелких спрессованных шариков.
Теперь о правилах обслуживания теплогенератора и поддержке его в рабочем состоянии:
- чистить первичный топливный фильтр руководствуясь визуальным осмотром на отсутствие мусора в колбе (Рис.6_1), при необходимости заменить фильтрующий элемент (Рис.6_2)
- после каждых 300 часов эксплуатации очистить топливный фильтр насоса (Рис.5_1), осмотреть форсунку, ее фильтрующий элемент (Рис.7_2) и при необходимости (Рис.7_3) заменить.
Можно попытаться очистить фильтр форсунки используя средство для очистки карбюраторов или ацетон. Для этого следует поместить фильтр в промывочное средство на несколько часов и затем продуть сжатым воздухом. Но из практики следует отметить, что подобными процедурами редко удается достичь хорошего результата. Как правило меняется форсунка целиком.
- через каждые 500 часов промыть топливный бак чистым дизельным топливом (нельзя использовать для промывки воду). Сливное отверстие находится внизу бака под заглушкой (Рис.8)
- дважды в сезон очистить вентилятор и камеру сгорания сжатым воздухом, сняв верхнюю крышку
- раз в сезон проверить зазор между электродами, целостность трансформатора и высоковольтных проводов, надежность крепежных соединений, целостность электрических контактов и клемм.
Соблюдение этих простых правил позволит значительно увеличить срок службы теплогенератора.
И последнее что хотелось бы отметить. Винт регулировки давления насоса (Рис.4_5) настраивается в сервисном центре на определенное давление, которое оговорено инструкцией для данной модели теплогенератора. Нельзя его использовать как винт для увеличения или уменьшения получаемого тепла. Это часто приводит к нарушению нормальной работы устройства и возможному выходу его из строя. Для исключения соблазна покрутить винт, рекомендуется в сервисном центре установить какую-нибудь пломбу-заглушку (Рис.9), можно просто капнуть герметиком.