Диагностика и анализ неисправностей: Биение, сильная вибрация (мотокоса)
Часто встречается жалоба клиента на сильную вибрацию мотокосы. Здесь может быть несколько причин. В этой статье предлагаю рассмотреть одну из них.
На рисунке (Рис.1) показано устройство механизма сцепления. Где Рис.1_А приводной барабан, внутри которого вращается муфта сцепления. Муфта сцепления состоит из колодок, иногда с фрикционными накладками (Рис.1_В), которые вращаются относительно оси (Рис.1_С) и пружины, стягивающей эти колодки (Ричс.1_D). При достижении определенных оборотов колодки, под воздействием инерционных сил, расходятся в стороны и прижимаются к стенкам приводного барабана (Рис.1_Е). Через приводной вал происходит вращение косильной головки.
На Рис.2_А двигатель мотокосы, к коленвалу которого через маховик, прикреплена муфта сцепления (Рис.2_В). Далее идет приводная труба с барабаном (Рис.2_С), в который вставлен приводной вал (Рис.2_D), корпус барабана сцепления (Рис.2_Е) и самой трубы (Рис._F). Барабан и вал вставлены в трубу и являются единым механизмом приводной трубы (Рис.3).
Для правильной работы всех этих узлов необходима идеальная соосность двух узлов, оси коленвала с муфтой сцепления (Рис.4_А) и приводного вала в сборе (Рис.4_В).
Если этой соосности нет, например по причине некачественного изготовления корпуса барабана сцепления или посадочных отверстий к нему, происходит следующее. При достижении высоких оборотов двигателя колодки, преодолевая сопротивление пружины, начинают расходиться, прижимаясь к стенкам барабана. При смещенных осях вала и муфты одна колодка уже коснется стенки барабана (Рис.5_А), а вторая еще будет находиться в неконтактном состоянии (Рис.5_В). При далнейшем увеличении оборотов двигателя вторая колодка так же дойдет до стенки барабана и муфта сцепления войдет в плотное сопряжение с барабаном.В результате приводной вал будет пытаться вращаться по своей оси (Рис.5_1, красная точка), а коленвал с муфтой сцепления по своей (Рис.5_2, зеленая точка).
Вот тут и возникнет вибрация. Чем больше обороты и больше несоосность, тем выше вибрация. Иногда такая вибрация становится причиной разрушения маховика, корпуса маховика и даже картера двигателя.
Такая неисправность в большинстве случаев считается гарантийной.