Диагностика и анализ неисправностей: Центробежный выключатель
Центробежный выключатель (Рис.1) имеет в своей конструкции кулачки (А,В), которые раздвигаются за счет центробежной силы и подвижную прижимную шайбу (С).
Когда двигатель находится в состоянии покоя (Рис.2) кулачки (А,В) сведены к центру и за счет пружины прижимная шайба (С) опирается на контактную группу. Контакты (К1 и К2) будут замкнуты, подключая в цепь обмоток электродвигателя пусковой конденсатор С1 (Рис.4). В момент вращения ротора электродвигателя (Рис.3_R) кулачки (А,В) расходятся в стороны, смещая прижимную шайбу, тем самым размыкая контакты К1 и К2. В этот момент отключается пусковой конденсатор С1 (Рис.4). Дальше двигатель работает с рабочим фазосдвигающим конденсатором С2 (Рис.4).
Частым явлением выхода из строя контактной пластины центробежного выключателя является приплавление контактов. Одна из частых причин - слабая энергосеть потребителя. Это низкое напряжение в сети, длинный и тонкий удлинитель, тонкое сечение проводов подводки к розеткам. Большие пусковые токи еще больше просаживают сеть и двигатель не может раскрутиться до полных оборотов. В результате получается так, что центробежный выключатель не может разомкнуть цепь с пусковой обмоткой - не хватает центробежной силы для расхождения кулачков. В этот момент двигатель работает с сильным шумом и кажется что он идет в разнос. Возникают большие токи и термопредохранитель при этом должен открючить двигатель, но из-за частых срабатываний он так же может выйти из строя.
При диагностике неисправности можно пойти по упрощенному пути. Вначале прозвонить термопредохранитель (он должен быть замкнут). И неважно в этом случае, залипли у него контакты или нет (с этим разберемся потом). Если не прозванивается, то он неисправен. На этом этапе его можно исключить из схемы закоротив концы, подходящие к предохранителю, между собой. Затем в ручную отсоединить один контакт от пускового конденсатора (он будет большей емкости). Точка разрыва на Рис.4_красная стрелка. Перед запуском, коснуться контакта конденсатора и после запуска, разъединить его. Т.е. сымитировать размыкание центробежного выключателя. Если электродвигатель работает правильно, то неисправен центробежный выключатель. Скорее всего залипли контакты (причины описывались выше). Работоспособность термопредохранителя можно проверить нагрузив его до 15А (должен отключиться). Если не отключается, то он неисправен.
На Рис.5 приведены варианты подключения двигателя для правого и левого вращений.