Диагностика и анализ неисправностей: Заклинивание шатуна (ECO AE251-1, DGM AC-127)
В компрессорах довольно частой неисправностью является прихватывание шейки шатуна к коленвалу. Основная причина подобной поломки - это недостаток смазки. Это справедливо для всех типов компрессоров. Однако бывают исключения и в частности это касается моделей ECO AE251-1 и DGM AC-127. Здесь имеет место быть изначально неудачная сборка на заводе. Из практики ремонтов было определено, что установка шатуна в этих конкретных моделях требует соблюсти некоторые правила.
Шатун (Рис.1) имеет следующую конструкцию. В шатуне, в нижней его части, имеется подводящее отверстие для смазки. На Рис.2 показаны 2 проекции, (А) и (В). В проекции (А1) обычный вид, (А2) полупрозрачный для демонстрации подводящего канала. В нижней части шатуна (Рис.2_А2) виден канал отверстия. В проекции (В) показано направление канала. (В3)-обычный вид, (В4)-полупрозрачный, (В5)-в разрезе. Исходя из выше сказанного, шатун должен быть установлен на коленвал входным отверстием подводящего канала в сторону электродвигателя (Рис.3). В противном случае возможно масляное голодание шейки шатуна и как следствие его прихватывание к коленвалу. Это обусловлено конструктивным решением в изготовлении самого картера. По какой-то причине получается так, что при установке шатуна отверстием от двигателя масло не попадает в канал шатуна. Возможно это какая-то недоработка конструкции, но разговор сейчас не об этом. Наша задача минимизировать риск прихватывания шатуна к коленвалу и одно из решений оговорено выше.
Но это не отменяет общие причины поломки и при диагностике следует обращать внимание на наличие масла и на правильность установки шатуна. Как писалось в другой статье "Заклинивание шатуна компрессора (ошибки при первом пуске)"_
бывают случаи, когда из-за недостатка масла или его отсутствия происходит заклинивание. Пользователь, поняв свою ошибку, пытается скрыть ее, долив масло после произошедшего повреждения. Обнаружить подобную "хитрость" можно рассмотрев залитое масло и поверхность картера. Если масло имеет частицы алюминия и на поверхности картера имеются его остатки, то скорее всего задир произошел с залитым маслом. Если подсветить такое масло фонариком, то легко можно будет заметить блестящие частицы, плавающие внутри. Но тут следует обратить внимание на количество залитого масла, возможно его было мало. Если же масло чистое, то это может свидетельствовать о том, что клиент доливал масло после повреждения, что бы скрыть свою ошибку.